© Maria Samura 2007-2019

вместе с мамой

Биодинамический подход в психологической помощи молодым матерям и детям раннего возраста

Психологическая помощь молодым матерям и детям раннего возраста остается областью активных исследований и интереса для многих психологических школ. Современные авторы предлагают различные модификации психокоррекционной работы с детьми при наличии психосоматических расстройств. [1, стр. 496]. При этом наличие соматических расстройств рассматривается как «телесное отражение душевной жизни человека, включая телесные проявления эмоций (следствием дисбаланса которых и становятся психосоматические болезни), так и «зеркало» иных подсознательных процессов, телесный канал сознательно-подсознательной коммуникации.»
психологическая помощь маме
В России традиционно матери редко обращаются за психологической помощью при наличии у ребенка соматических расстройств в первые годы жизни
При наличии различных проблем у младенцев, таких как нарушение ритмов сна и бодрствования, колик, недоборе веса, отказе от груди и других симптомах, матери, в основном, обращаются за помощью к педиатрам, а при наличии психологических и психосоматических
проблем у себя часто остаются без помощи. Это связанно с недостаточной информированностью матерей о возможностях психологической помощи, в том числе, при наличии телесных расстройств у себя и младенцев.

Много работы в этой сфере было проделано Ассоциацией консультантов по естественному вскармливанию, члены которой во многом учитывают психологический компонент в развитии патологий и сбоев здоровья диады «мать-дитя». Таким образом, материал статьи может быть интересен не только психологам, но и специалистам, работающим с детьми первых лет жизни.

В диаде «мать-дитя» сильно проявлена связь, которая затрагивает все сферы жизни, включая физиологическую, эмоциональную и психологическую. Особенно ярко эта связь проявлена в первый год жизни ребенка. Эта взаимная связь имеет огромное влияние на обоих участников диады. То, что ребенок практически полностью, в том числе в психологическом смысле, зависит от матери, кажется очевидным. Менее очевидно обратное влияние в этой диаде. Ребенок, последовательно проживая этапы своего развития, поднимает травматический материал матери, актуализирует ее травмы развития.

Этот процесс метафорически можно описать как некую машину времени, которую младенец предлагает своей матери, и в которую она попадает за счет процесса слияния. Процесс, в котором мать снова встретится с нерешенными задачами и травмами своего младенчества и детства.

Не проявленные активно вплоть до этого периода травмы развития зачастую воспринимаются как особенности характера. «Травма развития связана с дефицитом отношений или излишней требовательности раннего социального окружения человека и обычно возникает из хронических взаимоотношений внутри семьи. Примерами могут служить неадекватное отражение, непереносимость эмоций, унижение, недостаток физического контакта, авторитарная требовательность и т.д. Чтобы лучше справляться с этими взаимоотношениями, ребенок постепенно вырабатывает характерологические защиты.»[2, стр. 105] Только заново столкнувшись с необходимостью осваивать новые виды физической и психической деятельности совместно со своим младенцем, мать может почувствовать последствия стресса, пережитого в младенчестве.

«Ребенок в процессе своего развития от утробы до юности проходит через 7 основных стадий. Каждая из стадий предлагает решающие ресурсы для формирования целостного self, и, следовательно, для созревания способности к взаимосвязи. Каждая стадия организована
вокруг особенной потребности или права. Начиная с самых ранних, это: право на существование; право иметь потребности; право быть автономным; право иметь намерения и быть прямым и своенравным; право переживать любовные и сексуальные чувства; право иметь
свое собственное мнение; и, наконец, право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать и конкурировать.»[2, стр. 17]
«Каждой стадии развития в Бодинамике соответствует структура характера. В каждой структуре характера можно увидеть три основных позиции: здоровую, раннюю или позднюю. Если интенсивность стресса находится в пределах переносимости данного человека, эластичность его мышц останется нейтральной.
Нейтральная отзывчивость мышц соответствует живости, энергичности и гибкости по отношению к выполняемой психомоторной задаче.
Если на соответствующей стадии развития преобладает нейтральная отзывчивость мышц, мы говорим, что человек занимает здоровую позицию на данной стадии. Например, здоровая позиция структуры Существования характеризуется ощущением безопасности существования.
бодинамика структура
Если стресс проявился на ранних этапах рассматриваемой стадии развития и/или является относительно сильным, ресурсы этой стадии могут быть подавлены, а соответствующие мышцы будут гипореактивными. Это будет соответствовать психологическому отказу от выполнения специфической психомоторной задачи. Если на соответствующей стадии развития преобладает гипоотзывчивость мышц, мы говорим, что человек занимает раннюю позицию данной структуры характера. Например, ранняя позиция структуры Потребности характеризуется отчаянием, связанным с темой удовлетворения потребностей. В целом, ранняя позиция по сравнению со здоровой или поздней характеризуется относительной недостаточностью ресурсов и более низким для выполнения стоящих перед человеком задач уровнем энергии.

Если стресс проявился на поздних этапах рассматриваемой стадии развития и/или является относительно слабым, доступ к ресурсам стадии может быть затруднен, но они не обязательно подавлены, а соответствующие мышцы будут гиперактивными. Это будет соответствовать психологической ригидности, сопротивлению, контролю, удержанию или борьбе при выполнении специфической психомоторной задачи. Если на соответствующей стадии развития преобладает гиперотзывчивость мышц, мы говорим, что человек занимает позднюю позицию данной структуры характера.»[2, стр. 114] Например, поздняя позиция структуры Потребности характеризуется недоверием, связанным с темой удовлетворения потребностей. В целом, поздняя позиция по сравнению со здоровой характеризуется неспособностью различать потребности и уверенностью, что помощь в удовлетворении потребностей невозможна.

Согласно Бодинамике, в течение первого года жизни ребенок последовательно проходит первые три этапа развития, которым соответствуют, структуры характера Существования, Потребности и Автономии, и, соответственно, ранние и поздние позиции структур: Ментальная/Эмоциональная, Отчаянья/Недоверия, Невербальная/Вербальная. Таким образом, именно эти позиции становятся актуальны для матери в первый год жизни ее ребенка.

Актуализация травматического материала матери затрудняет ее жизнь и ее способность справляться с текущими задачами. У матери могут проявиться ряд симптомов: апатия, бессилие, приступы раздражения и гнева на младенца, тревога, приступы слез или отчаяния, различные соматические проблемы: бессонница, лактостаз, отсутствие молока, трещины сосков и др.

За счет сильной связи и наличия единого эмоционального пространства в диаде симптомы психологического страдания могут проявиться не только у матери, но и у ребенка. Приступы сильной тревоги или гнева, страха или отвращения, выраженные в долгом плаче, коликах, отсутствии сна, рвоте и других симптомах особенно характеры для младенцев матерей с низким уровнем внимания к своим эмоция, чувствам и внутренним сигналам, страдающих алекситимией или имеющих привычку игнорировать свои состояния.







Травмы развития матери в свою очередь влияют на ребенка, не позволяя ему эффективно и в необходимом объеме решать задачи каждого из этапов развития. Мать не в состоянии обучить ребенка, так как сама имеет слепое пятно в определенных навыках. Это, в свою очередь, снова отрицательно влияет на психоэмоциональное и соматическое
состояние диады
Таким образом, мы имеем взаимосвязанную систему с большим возможным разнообразием симптомов и достаточно легко обнаруживаемой возможной причиной проблем. Диагностика в этом случае заключается в определении актуальной для ребенка структуры и подтверждении области работы через телесное считывание матери.

Коррекция травмы развития матери, создание здоровой позиции структуры характера позволяет гармонизовать ее собственное эмоциональное и психологическое состояние, восстановить психическую целостность и через это восстановить контакт и взаимодействие между матерью и ребенком. Вслед за этим восстановлением незамедлительно гармонизируется и состояние ребенка, в том число соматическое.

Наиболее часто матери обращаются за психологической помощью в этот период с жалобами именно на проблемы у ребенка. Однако попытки корректировать непосредственно состояние ребенка, зачастую не дают качественного результата, так как ведущую роль в диаде занимает мать. М. Малер (1975) отмечает: «Первый шаг- это шаг матери».[2, стр. 81]

Предлагаемые методы для коррекции матери: выполнение бодинамических упражнений согласно актуальной структуре характера матери с акцентом на основных для структуры мышцах и освоение соответствующих идеальных родительских посланий.

Для примера ниже приведены два случая из практики со схожими жалобами, связанные с необходимостью работы со структурой Потребности. С целью демонстрации возможностей работы выбраны очная и заочные консультации. В обоих случаях было использовано одно упражнение. Упражнение выполняется в паре либо с терапевтом, либо с другим взрослым, что более желательно, особенно в случае дистанционного консультирования, когда терапевт не присутствует рядом. Задача помогающего (исполняющего роль «ребенка») во время выполнения упражнения – поддерживать контакт глазами и давать обратную связь о своих ощущениях и эмоциях в ответ на действия клиента.

Выводы

Практика консультирования подтверждает связь между актуальной бодинамической структурой характера ребенка и актуализацией травмы развития матери. Приведенные примеры консультаций демонстрируют высокую эффективность метода работы. Заметные улучшения наступали после первой консультации по запросу. Коррекция актуальной для диады структуры развития у матери бодинамическими методами эффективно корректирует не только психологические, но и соматические проблемы в диаде «мать-дитя». Бодинамические методы работы показывают свою эффективность как при очном, так и при заочном консультировании. Освоение бодинамических методов работы может быть интересно широкому кругу специалистов, работающих с детьми раннего возраста: педиатрам, патронажным сестрам, консультантам по естественному вскармливанию.

Список литературы

Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. М.Е. Сандомирский, М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
Телесная психотерапия. Бодинамика (пер. с англ.)/ ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. М.: АСТ Москва, 2011.